
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное
развитие, направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой
ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического
и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития
детей, т. е.
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит
ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки
предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения
действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое
действие, выделяется правильно. В других ситуациях восприятие остается
расплывчатым и неточным.
На
первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и
выполняет соотношение действий на основе внешних ориентировочных действий.
Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает мерку (с ней сравнивает) для выделения необходимого
соотношения предметов по признаку. Постепенно сопоставление свойств предметов с
меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.
Развитие
сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в
ходе усвоения общественного сенсорного опыта,
под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно
повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с
применением соответствующих сенсорных эталонов.
Важно, чтобы дети научились выделять существенные признаки, значимые для той
или иной деятельности.
Правильно развивать ребенка можно лишь тогда, когда
соблюдаются единые требования детского сада и семьи. Поэтому очень важно
оказывать необходимую помощь родителям в сенсорном развитии детей, привлекать их к участию в совместной работе.
Информацию на сайт предоставили воспитатели 1 мл. гр.: Цвяхова О.В. Кудинова Д.Э.
05-05-2022 13:26